Подростковый возраст — период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот период, подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Подростковый возраст протекает очень бурно, самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах, которые сливаются воедино и переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые делают возраст труднее.
- Физиологические причины трудностей.
В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Быстрый рост и половое созревание организма делают психику подростка очень неустойчивой. Задача взрослых — учить подростка управлять собой и своим поведением.
- Психологические причины трудностей.
Подростковый возраст — это период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Пора мучительно — тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Не всегда адекватно оценивают свои возможности, нет четкого различия между хотеть и мочь. В поведении, в связи с этим, наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражимость. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы о том: Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?
- Социально-психологические причины трудностей.
Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права.
Основное противоречие подросткового возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:
- к независимости — дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом;
- к зависимости от взрослых – взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас.
Интеллектуальное развитие подростков. Молодое поколение XXI века — это поколение, которое формируют цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе, что влечёт изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, сосредоточенно читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете. Подростки неспособны к длительной усидчивой работе, импульсивны, непоследовательны, бывают крайне эмоциональны. Существуют признаки, которые должны заставить забеспокоиться: ребенок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов, а если его контролируют — хватает и одного, решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы. Это отклонение так распространено, что может считаться нормой. И это особенность большинства современных подростков. При этом подросток в состоянии управлять сам, по своей воле вниманием, памятью, воображением и мышлением.
Подростковый возраст – это возраст, когда часто меняются интересы, это период критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к себе, некоторые и к учебе.
Общение подростка со взрослыми. В подростковом возрасте большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают. Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Для них главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое.
Отрочество – это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность, порождает потребность в отчуждении о тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Одним из наиболее сильных желаний подростка: «стать взрослым», то есть, самостоятельным. В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее осваивать свои права. Они болезненно реагируют на реальные ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Подросток хочет быть взрослым, но не всегда и не во всем может им быть. Ему необходимы: постоянная помощь, поддержка, советы, дружеское руководство со стороны родителей. Благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае, взрослый может облегчить подростку поиск его места в системе складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. В связи с лёгкой ранимостью подростка, для взрослого очень важно найти формы поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать близкое общение.
Большое значение в этот период имеют требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определённые права, чем стремиться к принятию на себя обязанностей. В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые, под воздействием притязаний подростков, вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное.
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, который достиг определённого успеха. Редко проявляются у подростков отрицательная имитация, когда определённый человек выбирается в качестве отрицательного образца. Чаще всего это бывают кто-нибудь из родителей, причинивших много горя и обид подростку.
Недостаток внимания, заботы и руководства взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним. Подросток в подобных ситуациях обычно начинает жить своей тайной жизнью. Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишённым возможности быть самостоятельным, научится пользоваться свободой.
Общение со сверстниками. Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же жизненным опытом, как и у него, дает возможность смотреть на себя по — новому. Сама дружба становится одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу у подростка усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Дружба дает возможность глубже познать другого и самого себя.
В подростковом возрасте многие подростки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей, направлять их усилия на достижение значимых целей. Лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, к другим людям, к природе. У подростков это остро выступает во взаимодействии «мы» и «я». «Мы» — это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора, это способность обрести радость в конкретной общности. «Я» — это способность к обособлению от других, это умение остаться наедине с собой, это способность обрести радость от пребывания с самим собой. Подросток стремится познать и пережить обе стороны и обрести себя между ними.
Характеристика психологических особенностей |
Рекомендации по учету этих особенностей |
Стремление подростка утвердится в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным, уверенным в себе. Подросток хочет найти место в жизни, устремляет взгляд в будущее. |
Необходимо дело, которое отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию и по организации. К этому стремлению нужно относиться уважительно и помочь. |
Стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о самом себе, появляется еще неосознанное до конца стремление упорядочить и объединить свои взгляды и отношения. |
В этой связи подростку хочется выяснить: зачем живет человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живет он сам. Формируются зачатки мировоззрения. Большое значение для этого имеет продвижение в его умственном развитии. |
Стремится не только больше знать, но и больше уметь. |
Не пытайтесь все делать сами, поручайте все сложные дела. |
Проявляется повышенная активность. |
У них нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых: чаще наоборот, похвала вызывает обратную связь. Особенно агрессивно воспринимаются нотации, нравоучения. |
Подросток стремится все понять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношении ко всему, что его окружает. |
Отсюда склонность спорить в частых в это время спорах пытаются выявить свою точку зрения, и, если это удается, подросток начинает утверждать ее, даже навязывая другим. Здесь надо быть внимательным к себе, своим словам. Времени на формирование отношений может и не быть. Бывает и другая крайность: подростки, осуждая поступок товарища, могут быть жестоки, что потребуется ваше вмешательство, чтобы он соотносил свою прямолинейную позицию с гуманистическими чувствами, учился чуткости, вниманию и доброте, не теряя при этом своей принципиальности. |
Следует помнить, что отношение подростков с взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственное давление (приказ) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь. |
Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен завоевать и сознания убедить их в правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подростка являются неправильными, ему необходимо найти доказательства несостоятельности взглядов подростка. Чтобы иметь авторитет этого возраста надо его завоевать. |