Для того, чтобы избегать ошибок в отношениях с подростками, взрослые, и в первую очередь родители, должны хорошо знать природу происходящих в этот период физиологических процессов, возможности организма подростка и предъявлять посильные требования, избегая как перегрузок, так и недогрузок, обеспечить достаточную двигательную активность в режиме дня ребёнка, участие в общественно значимом труде, широко привлекать его к массовым видам физической культуры во внеклассное время.
Психологические особенности подросткового возраста. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», то есть не умеющих приспособиться к школе (что может проявлять в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных переживаний и т. п.), приходится как раз на 7 – 8 классы.
Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п. Наблюдающиеся в этот период изменения бывают столь значительны, что учёные для их описания используют выражения: «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и др. На этом этапе полового созревания происходит стабилизация взаимосвязей между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. Это проявляется возрастающим количеством половых гормонов в крови и более уравновешенным состоянием центральной нервной системы. В это время происходит не только интенсивное увеличение размеров, и особенно, массы тела, развитие половых органов и различных признаков полового созревания, но происходит также и значительные изменения в общем состоянии и самочувствии школьника.
Половые гормоны оказывают специфическое действие на нервные центры, что проявляется увеличением интереса к представителям другого пола, усилением полового влечения. В это время особое значение приобретает красивая внешность, специфически воспринимаются особенности полового поведения и т.д. В целом на этом этапе полового созревания изменяются самочувствие, настроение подростка. Подростки становятся менее раздражительными, чем прежде, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Для этого есть и определённые органические основания. Как отмечалось выше, под влиянием половых гормонов происходит активный синтез белка, растёт масса мышц, повышается их сила т работоспособность.
Более упорядоченное, уравновешенное состояние центральной нервной системы проявляется в лучшей способности к концентрации внимания, к умственным и физическим усилиям. Если в 5 – 6 классе подростки нуждаются прежде всего в щадящем режиме, в предотвращении различных перегрузок, а нарушение ими дисциплины связанны с повышенной утомляемостью и раздражительностью, то семиклассникам необходима в первую очередь правильная организация их деятельности: нарушения ими дисциплины связаны чаще с тем, что их избыточная энергия не находит правильного выхода.
В этом возрасте внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. В связи с этим у подростков нередко возникает чувство внутреннего протеста против происходящих изменений – как во внешности, так и в психическом состоянии. Последнее проявляется в сознательном подавлении некоторыми подростками любых проявлений романтической настроенности к сверстникам другого пола, желании подчеркнуть деловой, а не доверительный характер отношений.
Изменения во внешности действительно не всегда столь уж благоприятны: во всяком случае, не сразу можно увидеть их окончательный результат, подростки, как мы уже отметили, некоторое время бывают нескладными, неуклюжими, их движения недостаточно координированы и т.д. В отдельных случаях чувство протеста против этих изменений может достигать болезненной степени и приводит к некоторым нежелательным поведенческим реакциям, например, к так называемой нервной анорексии (то есть отказу от пищи). Чаще всего она наблюдается у девочек. В определённые моменты девочки настолько чувствительны к любым критическим замечаниям об их внешности, что отказ от пищи может развиться буквально из-за пустяка, разумеется, при должном складе личности. Например, это может быть замечание об излишней полноте. Однако всё же случаи нервной анорексии не часты. Значительно чаще наблюдаются нарушения настроения, неврозы или неврозоподобные состояния, угнетённость.
В целом, в этот период большой ранимости подростка, его временной физической ослабленности в сочетании с возрастающим стремлением к самоутверждению и взрослости любая случайность может привести к неблагоприятным явлениям. Однако следует помнить, что характер течения подросткового периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, особенностями его взаимоотношений с окружающими. Никаких конфликтов не будет, если родители правильно на всё это реагируют.
Особенность, черта характера |
Положительное проявление |
Отрицательное проявление |
Воспитательное воздействие |
1. Появление чувства взрослости |
Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое |
Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя) |
Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости. |
2. Начало «ценностного конфликта» |
Отстаивание собственного понимания взглядов на мир. |
Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают. |
Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям. |
3. Новый период в нравственном развитии |
Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь). |
Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь. |
Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно. |
4.Потребительское отношение к взрослым. |
Желание проверить равенство прав со взрослыми. |
Расширение своих прав и сужение своих обязанностей. |
Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность). |
5. «Право на родителей» |
Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят. |
Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви. |
Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими. |
6. Недостаточный опыт общения |
Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение. |
Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания. |
|
7. Развитие самооценки |
Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения. |
Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету. |
Помочь найти сферу, в которой ребенок будет успешным. Использование «эффекта Розенталя». |
8. Потребность говорить о себе. |
|
Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства. |
Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах. |
9. Учение обретает личностный смысл. |
Формируется интерес к какой-либо деятельности. |
Отсутствие учебной мотивации. |
Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. |
10. Познавательная активность |
Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы. |
Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд — учеба |
Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям. |
11. Формирование понятийного мышления |
Формируется научный язык, умение логически мыслить |
Непонимание значения самых распространенных слов. |
Давать определение понятий, добиваться полного понимания. |
Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте.
- «Аффект неадекватности» – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.
- «Дефицит успеха» — ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.
- «Задержка развития интеллекта», но возможен «эффект внезапного пробуждения интеллекта» – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.