С начала этого учебного года, после небольшого перерыва, возобновилась работа школьного кружка «Шахматы». Занятия посещают 14 учащихся 3–7 классов, значительная часть которых уже имеет неплохую подготовку (так, учащиеся 7 класса в свое время на протяжении двух лет посещали факультатив «Шахматный всеобуч», а третьеклассники в прошлом учебном году – факультатив «Шахматы в школе»). Обладая определенным багажом знаний по основам шахматной тактики и стратегии, кружковцы уже не боятся терминов «вскрытый шах», «сквозной удар» или «открытое нападение», а слова «вилка», «копье» и «мельница» для них имеют свой особый смысл. Кроме того, участники шахматного кружка, как правило, имеют шахматы дома, где у них есть партнер: брат, папа, дедушка, реже – мама, бабушка или сестра, помогающие в некоторой степени «заполнить вакуум» между занятиями (за что им большое спасибо).
Шахматы – волшебная игра. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Кроме того, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Шахматам присущи творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.
Кстати, согласно зарубежным исследованиям, у детей, которые ходят в шахматный кружок, на 5 – 10% повышаются результаты по математике. А у тех, кто участвует в шахматных турнирах, на целых 30 – 50%. При этом математические способности у младших школьников улучшаются даже при кратковременных занятиях шахматами, согласно отчету итальянских ученых.
Исходя из опыта работы, можно сказать, что ребята, играющие в шахматы, обладают высокой обучаемостью. Занятие шахматами развивает у детей последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер, тренирует волю к победе. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность.
К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом FIDE – Международной шахматной федерации – являются слова «Все мы одна семья».
М.М. Хвисюк, руководитель кружка «Шахматы»