Рекомендации по обобщению педагогического опыта

Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся.
Критерии  передового педагогического опыта
 

Критерии

Характеристика критериев

1. Актуальность Соответствие:
—         социальному заказу государства, общества;
—         Закону об образовании Республики Беларусь;
—         прогрессивным тенденциям социального развития общества;
—          региональной образовательной политике;
—          идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;
—         профессиональным интересам определенных категорий педагогов;
Способствовать:
—         решению актуальных задач общества;
—         решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.
2. Научность, соответствие достижениям науки Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования.
3. Результативность Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике.
Результативность может выражаться:
—         в уровне обученности учащихся;
—         в уровне воспитанности учащихся;
—         в личностном развитии учащихся;
—         в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
4. Новизна Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:
—         в комбинации элементов известных методик;
—         в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
—         в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)
5. Стабильность Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:
6. Оптимальность Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.
7. Перспективность Возможность  использования опыта в массовой практике; возможность  творческого применения опыта.

 Структура целостного  описания опыта работы

1. Введение:
—         аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности, лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Объём — 0,5 страницы;
—         тема, цель;
—         актуальность и перспективность опыта;
—         адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;
—         новизна данного опыта.

2. Вычленить противоречия, которые побудили преподавателя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.

3. Научно-методическое обоснование. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.

4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения — это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).

Цель                      Содержание                        Методы и средства                         Результат                       
  (для чего)                  (что)                                      (как)                                             (какой)     

 Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы преподавателя.

6. Условия, при которых создавался опыт:
—         прописать личностные и профессиональные качества педагога;
—         определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности;
—         определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами;
—        указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог;
—         выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.

7. Результативность. Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений учащихся по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.

8.Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.

9. Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования.

 Рекомендуемая литература:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
  2. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
  3. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1996.
  4. Звягинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М: Педагогика, 1987.
  5. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков: ПОИПКРО, 1996.
  6. Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа УВП. Для директоров и заместителей директоров школ. Ч.1. – М.: Педагогический центр, 1997.
  7. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика,1992.

 Примечание. При описании опыта ссылки на приложения обязательны.

 Перечень возможных материалов приложения к описанию опыта работы (содержание приложений строго зависит от темы опыта и соответствует ссылкам в его описании):
—         авторские программы, модифицированные программы, проекты;
—         тематическое планирование;
—         поурочные планы;
—         система уроков, занятий по теме опыта;
—         компьютерное  обеспечение занятий;
—         сценарии вечеров, праздников, и т.п.;
—         тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п.;
—         творческие работы учащихся;
—         данные о выпускниках и бывших учащихся (успехи, имеющие отношение к системе работы преподавателя).

Требования к электронным носителям:
—         необходимо подписать все дискеты (диски) (Ф.И.О. автора, название учреждения образования);
—         не представлять документацию в архивируемом виде;
— для текстовых файлов необходимо использовать шрифт Times New Roman,      12 размер, межстрочный  интервал – одинарный, поля: верхнее, нижнее-2 см, левое –3 см, правое –1,5 см. 

Требования к бумажным носителям:
—   все бумажные документы предоставляются в виде брошюры формата А-5 в единственном экземпляре;
—         в текстах не допускается сокращение названий и наименований;
—         все страницы должны быть пронумерованы;
     — объем целостного описания опыта с приложением должен составлять  не более 20 – 25 страниц;
 — на титульном листе возможно размещение фотографий, эмблем, использование цветного шрифта.

Добавить комментарий