Дислексия как специфическое нарушение письменной речи

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

   Чтение является одной из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Основными условиями успешного овладения навыком чтения, являются сформированность устной речи, фонетико-фенематической (произношение, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточный уровень развития зрительного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза и пространственных представлений.

   В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении процессом чтения. 

Частичное специфическое нарушение процесса чтения именуется термином дислексия.  Оно обусловлено  несформированностью высших психических функций  и проявляющееся в ошибках стойкого характера.

Чаще всего дислексии встречаются при:

– минимальной мозговой дисфункции;

– ДЦПП;

– задержке психического развития;

– тяжёлых нарушениях устной речи;

– нарушениях слуха.

Причинами  нарушения чтения являются:

— наследстенная предрасположенность

-органические поражения головного мозга

-соматические заболевания;

-неправильная речь окружающих, двуязычие;

-социальная среда (недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).

При дислексии отмечаются  следующие группы ошибок:

1.Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях букв при чтении, а так же может наблюдаться  различный характер замен и смешений:

а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих);

б) замены графически сходных букв

2.Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочерёдно, нанизываются одна на другую.

3.Искажение звукослоговой структуры слова. Наиболее распространённые ошибки чтения этой группы:

а) пропуски согласных при стечении;

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения;

в) добавление букв и звуков;

г) перестановка звуков;

д) пропуски и перестановки слогов;

  1. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.
  2. Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА)
  3. Аграмматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного. Нарушения падежных окончаний, изменение окончаний глаголов.

С учётом несформированности высших психических функций и операций процесса чтения выделяются следующие виды дислексии:

фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая.

Фонематическая дислексия возникает при:

1) недоразвитии фонематического восприятия (слуховой дифференциации фонем) и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки

2) недоразвитии функций фонематического анализа:

выражается это в искажении звуко-слоговой структуры слова,

в пропусках согласных в стечениях,

во вставках гласных между согласными в стечениях,

в перестановках букв (звуков), в пропусках и перестановках слогов, в побуквенном чтении.

Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать (соотнести) прочитанное слово и предмет на картинке, не могут ответить на вопросы по тексту. Нарушение понимания прочитанных  предложений обусловлено  несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. В процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.

Аграмматическая дислексия, обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются изменения падежных окончаний существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных,  изменения числа местоимений, неправильное употребление родовых окончаний местоимений, изменение формы глаголов.

Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между словом и буквой. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков и слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения, в заменах и смешениях графически сходных  букв.  Данная дислексия связана с недифференцированностью зрительных представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия.

Выявляются трудности узнавания букв написанных одна под другой, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, не расчленяют буквы на составные элементы, зеркальное  чтение.

Нарушение чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывает негативное воздействие на психическое и речевое развитие. Выявляя эти нарушения у детей с речевой патологией можно прогнозировать систему логопедического воздействия на ребёнка. В ходе логопедического воздействия у школьников улучшается техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а так же, повышается самооценка и уверенность в себе.

Добавить комментарий