Как правильно беседовать с ребёнком на тему насилия

Сегодня большинство родителей очень часто и по-разному поводу испытывают страх за своих детей. Чтобы помочь детям избежать насилия, родители должны обратить свой страх в действие. В данном случае от них требуется беседовать со своими детьми.

Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей. Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия, то есть, фактически навредят им.Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.

Важно найти подходящее место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Иногда удобным моментом, для начала разговора, может являться совместный просмотр фильмов или мультфильмов, где так или иначе зафиксированы сцены насильственных действий. Родителями должно отмечаться, что данные поступки ужасны и если они происходят в жизни человека о них не стоит молчать. Также ребенок может поделится с родителями какой-то информацией из новостей, где было место насильственным действиям, что тоже может являться удобным моментом для диалога.

В любом случаи важно поддерживать общение со своим ребенком, чтобы у него была возможность рассказать о тревожащих его событиях и чтобы он знал, что родители его поддержат. 

Навыки по предупреждению насилия.

Если ребенок окажется в угрожающей ситуации, у него должно быть несколько вариантов выбора, которые родители могут при удобном случае обсуждать с ребенком.

  • Убегай от опасности. Родители должны учить детей не бояться убежать от агрессора. При этом надо заранее проговорить с ребенком где именно находятся безопасные места (школа, соседи, родственники и т.д.)
  • Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности. Иногда бывает такое, что дети приучены быть тихими и им может быть сложно закричать. В таких случаях можно провести в семье такое упражнение: один день все члены семьи говорят тихо, а затем постоянно повышают тон голоса до тех пор пока голоса станет достаточно громким.
  • Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого торжества, которые держатся в тайне, или спрятанный подарок — это безопасные секреты, они не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Такие секреты, в конечном итоге, поверяются кому-нибудь. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Небезопасным секретом всегда нужно поделиться с взрослым, который поможет тебе.
  • Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые — это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут. Помните, что ребенку кроме матери и отца нужны другие взрослые. Учителя, бабушка, дедушка, друзья, соседи — все эти люди могут быть безопасными взрослыми для вашего ребенка.
  • Разрешите своему ребенку говорить слово «нет». Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что их за это накажут. Однако дети должны понять, что им нужно говорить «нет» любому взрослому, который их пугает своими просьбами или требованиями.
  • Поясните ребёнку, что его тело принадлежит только ему, я разрешаю тебе и помогаю заботиться о нем. Расскажите ребёнку о нормальных и ненормальных прикосновениях.
  • Скажите ребёнку и убедите его: «Всякий раз, когда у тебя возникают проблемы, неважно, пугают ли они тебя или заставляют стыдиться, я выслушаю тебя, поверю тебе и помогу». Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что им никто не поверит. Они также считают, что навредят себе или тому человеку, который их обижает. Родители должны разъяснить своим детям, что хотят защитить их от зла.

Опасность от встречи с незнакомцем

Когда вы были маленькими, то ваши папы и мамы, наверное, говорили вам, что нельзя брать конфеты от незнакомых людей, и в этом заключался урок по предупреждению насилия. Современные исследования показывают, что в случаях насилия подавляющее большинство детей, около 85%, подвергались насилию со стороны тех взрослых, которых они знали и которым доверяли. Часто этими взрослыми являются члены семьи, руководители молодежных групп или другие, которые в процессе общения могут располагать к себе детей

Нужно, чтобы взрослые сказали детям, что насилие, совершенное любым человеком, независимо от того, кто он, не следует держать в тайне. Детям нужно знать, что иногда взрослые, которых все в семье знают и им доверяют, пытаются трогать ребенка несоответствующим образом. Тело ребенка принадлежит только ему, поэтому своё тело надо беречь, охранять и заботиться о нём. Эта информация поможет подготовить детей хранить от опасности свое тело в течение их роста и развития.

Границы «Я»

 «Жертвами насилия рискуют стать дети, психологические границы которых в семье не соблюдаются: ребенка чуть ли не до школьного возраста моют родители, он спит в постели с мамой и папой, родители залезают в его портфель, на его полки.

Мама, папа, бабушка и дедушка имеют полное право вторгнуться в любое пространство ребенка. Получается, что у малыша нет «я». Чтобы ребенок в нужный момент мог сказать «нет», надо, чтобы он в первую очередь умел говорить «нет» маме и папе. При этом ребенок должен быть уверен, что родители несмотря ни на что продолжают его любить». Важно с самого рождения формировать психологические границы у ребенка, чтобы он понимал, что дозволено, а что нет. Можно привести следующие примеры того как следует помогать ребенку сформировывать собственные границы:

«Если ребенок в любом возрасте видит, как мама и папа обнимаются, целуются, это нормально, так как он должен понимать: папа – это мужчина, мама – это женщина, они любят друг друга, поэтому они живут вместе, я родился от любви, я тоже хочу потом жениться/выйти замуж».

«Вот еще пример: 5-летняя девочка купается в ванной. Папа, даже несмотря на то, что она его принцесса, не войдет к ней без стука. Никто не врывается в ее комнату и не нарушает ее границы. И если кто-то другой так сделает, для девочки это будет ненормальная ситуация».

Самое главное правило – нелюбимые дети чаще всего становятся жертвами сексуального насилия. Ведь им всегда надо понравиться, угадать, чего от них хотят».

Специалисты призывают родителей быть открытыми для своих детей, обсуждать с ними проблемы, события, фильмы, книги, строить отношения на любви и доверии.

Типы виктимного поведения

Виктимностью в психологии называют желание индивида чувствовать себя жертвой при любых обстоятельствах. Виктимные люди могут  намеренно подставлять себя под удар, чтобы в дальнейшем наслаждаться своими страданиями.

К особенностям виктимного поведения можно отнести:

  • личность склонна попадать в различные неприятные ситуации;
  • неприятные ситуации могут иметь разный характер — от семейного конфликта до стихийного бедствия;
  • люди с виктимизацией сами провоцируют окружающих на агрессию;
  • такие личности всегда ищут более сильного человека, которому они бы хотели подчиняться.

Типы:

  • пассивное подчинение подразумевает не слишком охотное подчинение агрессору;
  • псевдопровокацию можно наблюдать тогда, когда человек, сам того не понимая, начинает побуждать окружающих к агрессии в его сторону;
  • неустойчивый тип объединяет в себе первую и вторую разновидность и является наиболее опасным.

Важно понимать, что виктимное поведение это не всегда следствие насильственных действий, а его отсутствие не всегда означает, что данных действий не было.  Но в любом случаи его наличие это повод обратиться за помощью психолога.

 

 

 

Добавить комментарий