Неделя профориентации

      Человек заканчивает школу, выбирает будущую профессию и поступает в ВУЗ по специальности. Потом много лет работает в выбранной сфере, профессионально растёт и развивается. Хорошо, если звёзды сошлись и сразу получилось найти своё призвание в профессии. Но чаще происходит по-другому: школьник делает выбор под давлением родителей, в спешке или, когда сам не понял, что ему интересно, и поступает «всё равно куда, лишь бы поступить». Через пять лет оказывается, что ему неинтересно, работа тяготит, а развиваться не хочется. Чтобы этого не случилось нужна профориентация! Она помогает выявить предрасположенность к какой-либо профессии с учётом психологии человека, его навыков, знаний, талантов и предпочтений. Чтобы правильно выбрать профессию, недостаточно ориентироваться только на желания, увлечения или умения. Нужно учитывать тип личности, предпочтения, компетенции, интересы и опыт. Например, человек не любит планировать, цифры на него наводят тоску, а общение с людьми вызывает панику. Если он выберет профессию экономиста, то, скорее всего, будет постоянно чувствовать дискомфорт, потому что придётся делать всё то, что ему не нравится.

   Профориентация помогает выбрать карьерное направление, в котором есть смысл развиваться, отталкиваясь от личных особенностей. Суть профориентации — найти скрытые таланты и склонности, определить, чем именно человек хочет заниматься, и подобрать подходящие профессии.

В школе с 5 по 10 декабря проходила Неделя профориентации. Все учащиеся школы приняли участие в мероприятиях, посвященных выбору будущей профессии. Ребята обсуждали в классах преимущества различных профессий, дискутировали о преимуществах различных занятий, говорили о престижных профессиях, о востребованных и не очень, о новых профессиях и уже не актуальных в наше время. Многие ребята прошли онлайн-диагностику для определения склонностей к профессиям. Учащиеся 8 класса совершили экскурсию в ОПС «Шерешево», а учащиеся 9 класса в УО «Пружанский государственный аграрно-технический колледж». Хочется верить, что все наши учащиеся найдут свою профессию и свое призвание в будущем.

 

Ошибки, которые мешают выбрать правильную профессию

  1. Не разобраться в своих качествах и способностях.

Кажется, человек про себя всё знает — что любит, умеет и хочет. Но всегда есть риск переоценить или недооценить свои способности. Или считать, что хобби может стать полноценной работой и приносить доход. Проходить тесты или получить консультацию нужно, чтобы убедиться в своей правоте — или в обратном. Лучше, если это произойдёт на начальном этапе, когда всё можно исправить.

  1. Переносить отношение к человеку на его профессию.

Например, для подростка его папа-лётчик — пример для подражания. Он сильный, смелый и летает. И ребёнок тоже решает стать пилотом. А потом оказывается, что учиться в лётной академии и жить далеко от дома тяжело, а управлять самолётом — страшно.

  1. Увлекаться только одной стороной профессии.

Например, человек любит животных — постоянно подкармливает брошенных собак и кошек, привозит корм в приюты. Он решает стать ветеринаром и встречается со всеми трудностями лечения животных. Ожидания не выдерживают столкновения с реальностью, и случается кризис или профессиональное выгорание.

  1. Не узнавать больше о профессии.

Кажется, что археолог — это профессия, полная приключений, совсем как у Индианы Джонса. Но в реальности археолог — это исследователь: он может неделями проводить раскопки, а потом месяцами их описывать. Никаких приключений — сплошная рутина. Так может оказаться в любой другой профессии. Поэтому имеет смысл узнать как можно больше о работе, которую придётся выполнять, — посетить мастер-классы, пройти стажировку, сходить на встречи с сотрудниками компании.

Можно выбирать специальность «по наитию» — без профориентации, но есть риск ошибиться и потратить время и деньги на ненужное обучение и неинтересную работу. Возможности современной профориентации позволяют не только подобрать профессию, максимально соответствующую характеру и способностям, но и научиться находить баланс между своими желаниями и возможностями, мыслить критически, делать профессиональный выбор и принимать решения.

 

Добавить комментарий