Консультация для родителей: 5 признаков, что ребёнок не готов идти в школу

Как определить, что малышу, несмотря на подходящий возраст, рановато идти в первый класс, и что делать, чтобы ученические будни проходили гладко.

Готовность к школе — это не только умение читать, писать и считать. С первым школьным звонком у ребенка начинается новая жизнь, к которой нужно быть готовым психологически, а заодно обладать некоторыми очень важными бытовыми навыками — о них вспоминают далеко не все родители.

«Психологическая готовность к школе — это не один, а несколько показателей. Они демонстрируют, насколько успешно ребенок справится с ролью школьника. Эта роль требует от первоклассника определенного уровня развития личностных и волевых качеств, которые лежат в основе этого показателя. Без них ребенок может потерять мотивацию, с трудом понимать школьные предметы, ему будет сложно развиваться интеллектуально, общаться со сверстниками и учителями».

Вот 5 главных показателей психологической готовности и упражнения для их развития в домашних условиях.

  1. Тяга к знаниям

Да, дошкольник еще слишком мал, чтобы осознанно учиться, но тяга к новому, потребность что-то узнавать, любознательность должны быть. Если ребенок учится чему-то только из-под палки, не стоит ждать, что школа это исправит.

Любознательность свойственна всем детям, поэтому для родителя главное — не убить в ребенке тягу к знаниям. Если вы замечаете, что  у дошкольника нет увлекающих его тем, его не интересуют машины, насекомые, динозавры или даже феи, новые места и книги не вызывают хотя бы любопытства, а на любое предложение заняться чем-то новым он отвечает отказом, то нужно искать причину отсутствия познавательного интереса.

Классические ошибки при развитии образовательной потребности — невнимательное отношение к бесконечным детским «почему?» и, наоборот, перегрузка секциями, кружками и другими занятиями.

Что делать

Чтобы развить тягу к знаниям, обязательно отвечайте на вопросы, которые вам задает ребенок, — это сформирует кругозор. Давайте легкие и в то же время понятные ответы. Вооружитесь энциклопедиями с красивыми картинками, покажите захватывающие видео по теме вопроса и не забывайте про художественную литературу.

  1. Навыки классификации и анализа

Умение анализировать, классифицировать и обобщать — именно эти способности определяют уровень интеллектуального развития, а не умение писать или считать. Пример: ребенок не понимает, что диван — это мебель, что кроме дивана мебель — это еще шкаф, стул, стол и другие предметы из этой группы. Другой условный пример: дошкольник относит к одной группе предметы из разных категорий, и для него тарелки, чашки, стул и стол — это все посуда. Без достаточного уровня интеллектуального развития учиться ребенок будет сумбурно и бессистемно.

Чтобы понять, что с классификацией есть проблемы, поиграйте с ребенком в игру «Назови одним словом» — вы перечисляете предметы из одной категории, а ребенок называет эти предметы одним словом, например, машинка, кубики, конструктор, пирамидка — это игрушки, ребенок должен назвать это слово. Поиграйте в обратном направлении, поменявшись ролями. Способность к анализу требует развития и в других случаях. Например, если ребенок также не может назвать, какой день недели сегодня и какой будет завтра, не определяет по признакам времена года и не может выстроить простейших причинно-следственных связей (например, если зимой не надеть варежки, то руки замерзнут).

Что делать

Чтобы развить у ребенка эти способности, используйте игры на логику. Находите вместе с дошкольником различия на картинках, выделяйте лишние элементы последовательностей, продолжайте закономерности, решайте головоломки и складывайте пазлы.

  1. Фонематический слух

Он должен быть развит настолько, чтобы ребенок мог различить в слове отдельные звуки. Фонематический слух чрезвычайно важен для освоения чтения в первом классе школы.

Понять, что с этим признаком у дошкольника проблемы, достаточно просто: попросите ребенка назвать звуки, из которых состоит слово. Писать и показывать слово при этом не нужно. Если дошкольник не может этого сделать устно или называет звуки неправильно, путает их последовательность в слове, то фонематический слух нужно срочно развивать.

Что делать

Развивайте осознанный подход к чтению, обсуждайте прочитанное и услышанное, задавайте вопросы по сюжету, спрашивайте про героев. Попросите ребенка пересказывать небольшие тексты: это дополнительно тренирует память, расширяет лексикон. Выполняйте упражнения на слух, где ребенку необходимо топнуть, хлопнуть или прыгнуть, если он слышит в слове определенный звук. Участвуйте в таких играх, угадывайте сами и показывайте детям пример.

  1. Умение контролировать поведение

Ребенку придется внимательно слушать педагога в течение урока, запоминать инструкции, выполнять работу по образцу и придерживаться школьных правил поведения. Внимание, усидчивость — все это поможет ребенку войти новый темп и подстроиться под школьную жизнь.

Многие родители переживают, что их будущий первоклассник с трудом может высидеть полный школьный урок. Но тут надо помнить, что в первом классе продуктивная часть урока не должна превышать 25—30 минут, после чего детям нужна возможность отдохнуть, подвигаться, провести физкультминутку. А вот если ребенок не в состоянии даже 20 минут просидеть на одном месте, слушая учителя, это действительно может стать проблемой.

Развивайте произвольное внимание и усидчивость постепенно, начиная с занятий продолжительностью 10—15 минут и увеличивая время к 6—7 годам до получаса. Если к семи годам ребенок по-прежнему не может концентрировать внимание дольше 10—15 минут, обратитесь к специалистам.

Что делать

Лучший способ научить ребенка контролировать свое поведение и развить внимание — игры. Например, подвижные игры развивают навыки координации движений, командные — учат работать в группе, сюжетные — помогают с самоопределением и самопознанием. В каждой игре есть правила, которые надо соблюдать, и есть шанс победить или проиграть, что тоже важная часть жизни. Игры — это тренировка психики, репетиция реальных жизненных ситуаций, с которыми столкнется ребенок.

  1. Эмоциональная готовность

Начало учебы в школе — это сильный стресс для ребенка, жизнь первоклассника, да и всей его семьи серьезно отличается от дошкольной поры. Много новых людей, в том числе взрослых, изменение распорядка дня, особые правила — все это требует определенной эмоциональной готовности. Если ребенок не готов, он может выпасть из жизни и вместо того, чтобы быть ее участником, будет все время стараться догнать уходящий поезд или даже не будет стараться и замкнется в себе.

Если дети не знают, что их ждет, они начинают переживать, додумывать сами, и первый класс в глазах ребенка превращается в монстра, который живет под кроватью.

Что делать

Постарайтесь заполнить пробелы в картине мира дошкольника: говорите о школе, отвечайте на вопросы, расскажите свою историю поступления в первый класс, вспомните учителей и одноклассников, покажите фотографии. Сходите с ребенком в вашу будущую школу, познакомьте с учителем и другими детьми.

Также справиться со стрессом ребенку помогает творчество. Конструкторы, наборы для рисования, лепки, вырезания — все это не только развивает мелкую моторику, но и помогает формировать эстетическое восприятие, уравновешивает и создает позитивный эмоциональный фон. И не забывайте, что дети берут пример с нас, поэтому не стоит самим слишком сильно переживать. Смотрите в будущее с уверенностью, которую разделит с вами ребенок.

Если вы обнаружили, что какой-то из важных навыков недостаточно развит, главное — не паникуйте, ребенок чувствует эмоциональное состояние родителей. Далеко не всегда для работы над этими умениями нужно обращаться к специалистам. Поэтому на психологическую готовность к школе важно обратить внимание заранее, а не за неделю до первого звонка. Тогда у вас будет время, чтобы позаниматься с ребенком, и вы встретите первый класс во всеоружии.

Кстати

Есть и другие важные моменты, о которых нужно помнить. Например, ребенок должен уметь сам переодеться на физкультуру, а потом не забыть собрать свои вещи в сумку. Для этого нужно, чтобы малыш уверенно отличал свои вещи от чужих. Быстро есть — за перемену надо успеть сжевать обед, ждать никто не будет, уговаривать поесть — тоже. Шнуровать ботинки, не забывать мыть руки, следить за тем, чтобы одежда выглядела опрятно в течение дня, собирать портфель — все это не должно вызывать никаких проблем у новоиспеченного школьника.

И вы удивитесь, сколько детей на самом деле сталкиваются с такими мелкими бытовыми проблемами: после физкультуры надел чужую жилетку, поверх белой футболки в сумку положил грязные кроссовки, растерял все ручки и карандаши за два дня, регулярно приходит домой голодным, хотя в столовой кормят вполне прилично. Такие мелочи вполне способны отравить школьные будни и даже повлиять на успеваемость.

 

Добавить комментарий