Ситуация успеха у подростка в жизни подростка. Жизненные приоритеты

     Все убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, чаще отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное. Ввиду этого закрепляется отрицательное отношение к предмету.

И наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Так где именно возникает ситуация успеха у подростка:

Во-первых, ситуация успеха у подростков возникает в востребованной трудовой деятельности, в основном завершенной и в последствии одобренной взрослыми.  Хотя и в ежедневном, непривлекательном труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Подростки часто не осознают этого.

Во-вторых, ситуация успеха у подростков часто возникает на занятиях спортом и на разных конкурсах, предметных олимпиадах. Здесь трудность в том, что на таких олимпиадах почти всегда участвуют уже успешные ученики, которые целеустремленно занимаются любимым видом спорта или интересующим их предметом.

В-третьих, ситуация успеха у подростков возникает в творческой работе. Вот сюда и мы возлагаем большие надежды. Потому что творчеством любят заниматься абсолютно все дети. Вопрос только в том, чем заниматься, каким видом творчества и как детей заинтересовать.

Главное в этой ситуации то, что здесь можно создать ситуацию гарантированного успеха.

Подростки в семьях, где работают оба родителя, являются самыми всесторонне занятыми людьми. На них, в основном лежит ряд домашних посильных обязанностей: уборка дома, покупка продуктов, присмотр за младшими, уход за домашними животными. Только из всех перечисленных обязанностей у кого-то имеется малая часть, а у кого-то почти все входят в обязательный перечень забот и хлопот. При этом у всех у них никто не отменял выполнение уроков, кружки, посещение других мероприятий, свои личные интересы, друзья, хобби.

 Это не означает, что родители все заботы о доме переложили на детские плечи и живут налегке. Это нормально, что в семьях у каждого есть свои обязанности, заботы. Родители с малых лет приучают ребенка к труду, к самостоятельности во многих делах. Так дети учатся очень многим важным и нужным вещам, которые потом пригодятся ему во взрослой жизни. Так растут и взрослеют многие дети – самостоятельными, практичными, умеющими ценить время и труд. Опыт доверительного общения с родителями в совместном труде для подростка является особенной школой жизни и играет большую роль в социализации подростка, в его личностном становлении.

Но здесь многое зависит от педагогической грамотности родителей и поэтому кроется опасность того, что сильно опекаемые дети растут ведомыми и часто легко могут поддаться внешним факторам, не всегда становятся успешной и сильной личностью в будущем.

Есть еще и та категория детей, чьи родители недооценивают названные преимущества трудового общения с детьми, и ограждают их от всех забот-хлопот, без которых невозможна жизнь, тем самым отказывая им даже самой малости в самостоятельности. А в неблагополучных семьях дети растут вроде как сами по себе, без присмотра – значит и без общения на равных, и без возможности заниматься какой бы то ни было творческой и любой другой серьезной деятельностью, так как все это требует родительского участия в виде материального вложения, душевного сопереживания.  Поэтому как раз это благодатное время – ранний подростковый возраст, у некоторых детей кроме занятий в школе проходит за почти пустыми просмотрами мультиков, за компьютерными играми, проведением времени в социальных сетях.

 А ведь мы все знаем, что если подросток в это время активно и плодотворно занимается творчеством, то эти годы дадут ему так необходимые ему в будущем:

  1. Умение распоряжаться своим временем;
  2. Через развитие образного восприятия ярко проявится углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений;
  3. От пассивного наблюдателя школьник превращается в настоящего исследователя;

Так возрастная тяга к самоутверждению, общению и творчеству перерождается в интерес к пению, к изобразительной грамоте, к моделированию, к проектированию, одним словом подросток становится творческой личностью. У подростка появляется повышенный эмоциональный тонус, который и определяет его отношение к учению. Если неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание учится, выполнять трудные задания, отрицательное отношение к учебе вообще, то достигнутый успех в творчестве, как следствие почти всегда повышает интерес и к другим наукам, ранее даже не очень интересным ему.

В творческой работе подростка лучше всего можно создать ситуацию гарантированного, программированного успеха. Зачастую учителя нашей школы моделируют ситуацию успеха и придают важную роль следующим моментам:

  1. Целенаправленная творческая работа. Это систематическая работа с учеником не только по учебному плану, но и любая другая внеурочная творческая работа в соответствии с возрастом ребенка, в рамках закона о правах ребенка и не подавляющее чувства и эмоции ребенка.
  2. Восхищенный зритель, публика. Это проведение разных концертов, смотров, участие на разных конкурсах, публикации на печати и телевидении, сейчас еще и в сети интернет.
  3. Компетентное мнение специалистов-профессионалов. Это рецензирование профессионалами творчество подростка, встречи учеников с художниками-профессионалами и с искусствоведами на выставках, на дискуссиях за «круглым столом» и на других мероприятиях, где выставляются детские работы. Сюда можно отнести бережное отношение к самолюбию и ещё неустойчивой уверенности юного таланта и ограждение его от необоснованной критики или наоборот от некомпетентного захваливания несведущего взрослого.
  4. Востребованная творческая работа. Это уверенность ученика в нужности своего творчества не только ему, но и многим окружающим. Это вновь и вновь подтверждающееся убеждение ребенка в сохранности результата своего творчества. И даже неожиданное открытие о существовании самостоятельной успешной жизни своего творения, которое проявляется в использовании его на уроках, в экспозиции на выставках, во включении его в других трудах, желательно с сохранением имени автора. Сюда входит и уверенность в материальной и художественной ценности своего творчества. Это значит, что детские работы могут и продаваться, и дать автору возможность на свои заработанные деньги, потом покупать необходимые принадлежности для дальнейшего творчества и другие вещи.

Таким образом, если в творческой работе подростка создана ситуация гарантированного, программированного успеха и сохранены вышеназванные моменты, это привлечет подростов к целенаправленной творческой работе и даст свои незамедлительные результаты в становлении успешной личности. Потому что творческая работа подростка, выполняя свое предназначение, внесет существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе способности и потребности к физическому, умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

В заключении можно сказать, что творческая личность в ситуации успеха быстрее всего перерастает в успешную самодостаточную, сознательную личность, не привлекают сомнительный и кратковременный кайф наркотиков и такой же сомнительный и кратковременный «авторитет» уличного «крутого» хулигана. Успешный подросток не будет просиживать перед компьютером часами за победами в виртуальных играх. Лучше пойдет за реальными победами в спортивный зал, пойдет в творческие студии и центры, на спецкурсы делать свои большие и маленькие открытия и укреплять здоровье и дух, будет готовить себя в успешной жизни во взрослом и сложном мире. Так давайте же, поможем ему в этом!

И.И. Козловская

Добавить комментарий